Искусство хорового пения как фактор формирования духовно-творческого потенциала подрастающего поколения
Во всех видах искусства
необходимо самому испытать те ощущения,
которые хочешь вызвать в других.
Фредерик де Стендаль
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, так или иначе связанного с человеком. При воспитании духовности в человеке необходимо его тесное общение с искусством.
Большое значение для воспитания ребенка играет такой вид искусства, как музыка. Музыка является могущественным средством воспитания, способствующим становлению личности.
Среди широкого разнообразия различных видов искусств хоровое пение, объединяющее в себе литературу и музыку, является наиболее доступным и любимым видом детского творчества, так как не требует больших затрат, ведь голосом обладает каждый человек.
Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам является частью этой культуры, создает художественные ценности. Грамотно организованный процесс коллективного хорового музицирования задействует целый ряд особенностей участников: творческие, музыкальные способности, а также личностные качества.
Петь может и хочет практически каждый ребенок. Организованное коллективное хоровое пение начинается с раннего детства. Очень важно хвалить ребенка за каждую старательно спетую им песню. В детском саду хоровое пение носит скорее развлекательный характер, хотя именно в это время, дети получают свои первые позитивные эмоции от коллективного исполнения, чувства единения с товарищами, ощущением значимости своего присутствия в коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные качества ребенка, а так же закладываются ростки будущей творческой личности.
В дальнейшем, если ребенок продолжает заниматься хоровым пением, в нем воспитываются такие важные черты характера, как воля, организованность, выдержка. Духовно-нравственное воспитание через хоровое пение происходит посредством восприятия, осознания, сопереживания тем или иным настроениям и героям, присутствующим в исполняемом детьми произведении.
Особое значение в хоровом пении имеет развитие у детей певческих навыков, вокального слуха и голоса, развитие памяти, речи, дыхания, укрепление артикуляционного аппарата. Вокальная и хоровая техника развивается в результате систематической работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Происходит формирование положительного отношения к музыке, развитие артистических способностей.
Участвуя в работе хорового коллектива, дети знакомятся с историей музыки и культуры. В их восприятии формируется взаимосвязь исторических эпох и стилей в различных видах искусства. В процессе изучения более сложного репертуара у детей вырабатывается вкус к высокому искусству, происходит накопление поистине бесценного багажа эстетических взглядов.
Более 15 лет, являясь руководителем хорового коллектива в детской школе искусств города Невельска, в своей работе я наблюдаю за тем, чтобы дети не только получали умения и навыки, прописанные в учебной программе, но также могли творчески себя реализовать. В первую очередь, репертуар хора стараюсь разнообразить песнями патриотической направленности - это песни о красоте родного края, о мире на земле, дружбе, народные песни, песни современных композиторов.
В состав школьного хорового коллектива в настоящее время входят 45 детей различных музыкальных отделений. Помимо хорового отделения – это дети, обучающиеся на фортепианном, струнном, народном отделениях.
Активная концертная деятельность, ведущаяся в нашей школе и за ее пределами, участником которой обязательно является хоровой коллектив, помогает мне в воспитании гражданственности и патриотизма у детей, развивает чувство ответственности за себя и за коллектив в целом. С удовольствием ребята участвуют в новогодних костюмированных спектаклях, где сами же играют различных персонажей и представляют музыкальные номера, как хором, так и сольно. Они увлеченно работают на совместных репетициях, готовятся к выступлению очень ответственно и с интересом.
Так например, в недавнем Новогоднем празднике «Новогодний переполох», было представлено много музыкальных номеров (хоровые, сольные). Сольные номера исполнялись главными персонажами представления: Ди-Джей (Елина Анастасия), Леший (Леснова Яна), Кащей (Сарычева Мария), Баба Яга (Кличук И.Н.), Цыганка (Шморгун Алиса), Кикиморы (Андрушко Полина, Горловская Виктория), Звездочет (Гераськов Тихон), и, конечно же, Снегурочка (Глобенко София) и Дед Мороз (Розанов Олег). Музыкальная подборка песен была разнообразна – это и песни из мультфильмов, кинофильмов (с переделанным текстом), а рэп, прочтенный Кащеем и Бабой Ягой просто произвел фурор. Праздник получился веселым и, по-настоящему новогодним, так как главные герои не только мастерски играли свои роли, но и проводили для участников интересные игры и конкурсы. В конце праздника, по традиции, каждый ребенок получил сладкий подарок от Деда Мороза.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что, искусство хорового пения – это веками проверенный фактор формирования духовно-творческого потенциала подрастающего поколения и общества в целом.