Опрос

Пожалуйста, оцените качество работы Школы

 

Яндекс.Метрика

Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся - скрипачей через коллективное музицирование

 

 

Творческий потенциал юного музыканта

следует развивать во всех направлениях,

применительно к  самым разным видам

музыкальной деятельности.

М.М.Берлянчик

 

В современной музыкальной педагогике индивидуальный подход является одним из основных видов в обучении учащихся в классе скрипки,  но и не менее важным в становлении учащегося как музыканта являются различные формы коллективного  музицирования. Коллективное  музицирование это не только вид и форма обучения музыке, но и разновидность исполнительской деятельности.

В детскую школу искусств города Невельска поступают дети, имеющие разные физические данные и творческие способности, зачастую они не обладают особыми музыкальными способностями, у кого-то есть проблемы с интонированием, а кто-то слабо владеет чувством ритма или памяти.

Но даже при наличии разных природных данных, разных возможностей у учащихся, им всем необходимо помочь, заинтересовать их музыкой и  игрой на инструменте. Данную тему затрагивает в своей  брошюре  «О методе работы с учеником» один из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства, скрипач, профессор Московской консерватории А.И.Ямпольский «В каждом необходимо найти и развивать те ценные и интересные качества, которые в нем заложены, с тем, чтобы помочь будущему музыканту обрести свое творческое лицо».

Как показал педагогический опыт, данную проблему можно решить. Считаю, что одним из эффективных путей развития способностей, творческого потенциала учащихся - скрипачей является коллективное  музицирование (игра в ансамбле, оркестре).

Коллективное музицирование позволяет не только развить и приобрести профессиональные музыкальные умения и навыки, но и учит слушать и понимать друг друга, развивает чувство взаимной поддержки, чувство «локтя». 

В ДШИ г. Невельска приобщение к коллективному музицированию происходит с самого раннего возраста, с четырех-шести лет. С этой целью в учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие» с изучением музыкального инструмента скрипка введен предмет «Ансамбль».

На уроках ансамбля вместе малыши изучают азы постановки рук и инструмента, учатся простейшему распределению смычка, усваивают длительности нот, паузы, учатся овладевать средствами выразительности в музыке, развивают слух, ритм, память. В связи с этим, уже на начальном этапе обучения примерный репертуарный список включает в себя аранжировки некоторых произведений с применением партий на открытых струнах, что позволяет малышам играть в большом коллективе вместе со старшеклассниками и осваивать не только азы постановки, но и решать ряд других задач.

Игра в ансамбле, наравне со взрослыми ребятами и преподавателями позволяет малышам почувствовать себя частью единого дружного коллектива.

Совместные репетиции, слушание музыки, просмотр видеофильмов, участие вместе с преподавателем в тематических вечерах и отчетных концертах отделения, беседы об истории и возможностях скрипки, о роли скрипки и струнных инструментов в оркестре объединяет и сплачивает маленьких участников коллектива.

Многие ребята, даже самые застенчивые, начинают раскрываться в ансамбле и активно продвигаются на уроках по специальности.

Уже с раннего возраста на занятиях ансамбля скрипачей воспитываются и развиваются такие качества как трудолюбие, работоспособность, ответственность за результаты совместного исполнительского творчества, чувство коллективизма, физическая и психологическая выносливость.

Итог этой большой и сложной работы – это, конечно, участие в концертных выступлениях на сцене.

Участие скрипачей – малышей в отчетных, тематических, музыкально-поэтических, юбилейных концертах, вечерах, концертах-сказках значительно повышают заинтересованность и детей и их родителей в обучении. Успешные выступления в составе коллектива на сцене придают учащимся уверенность в собственных силах. К тому же подобные выступления  очень нравятся детям, и приносят им огромную радость и  удовольствие.

Таким образом, чем раньше происходит приобщение ребенка к коллективным формам обучения, тем активнее и быстрее малыш начнет проявлять интерес к музыке, к своему инструменту, заинтересованность в занятиях и тем самым получит полноценное музыкальное развитие.